Мясо птицы является наиболее востребованным среди украинцев, составляя около 60% всего потребления мясных продуктов. Производство мяса птицы успешно развивается даже в кризис, а его рентабельность составляет 20–40%. По данным Украинского клуба аграрного бизнеса, в 2009 году рынок мяса птицы вырос на 5%. В дальнейшем темпы роста птицеводства будут сохраняться — до тех пор, пока у украинских граждан будет низкая покупательная способность, птица будет востребована.
Птица в Украине выращивается в основном крупными агрохолдингами, которые имеют возможность повысить рентабельность благодаря замкнутому циклу производства, начиная с выращивания зерна и заканчивая производством готовых полуфабрикатов. Для небольших фермеров, вынужденных покупать корма на стороне и продавать товар переработчикам, рентабельность в 20% и выше труднодостижима. Впрочем, находчивые фермеры активно ищут пути повышения доходов своих предприятий, и нередко им удается добиться ощутимых успехов. Например, с помощью индеек.
Из науки — в производство
Устав от хронического недофинансирования отечественной науки государством, кандидат сельскохозяйственных наук Юрий Рябоконь еще в середине 1990-х гг. решил начать собственное дело. Учитывая то, что Юрий имел богатейший научный и практический опыт разведения птицы, тематика бизнеса напрашивалась сама собой. Используя наработанные связи, ученый изначально организовал небольшую компанию по продаже сельхозпредприятиям кормов для птицы. Когда проект стал на ноги, господин Рябоконь передал управление супруге, а сам, окончательно распрощавшись с научными изысканиями, в 1998 г. открыл на территории Харьковской области ферму по выращиванию индюков.
«Предварительно подобрав полуразрушенное помещение площадью 2 тыс. кв. м, я взял банковский кредит, благодаря которому в течение полугода приводил здание в порядок. Далее закупил 1000 индюков в Беларуси, и бизнес пошел. Первые четыре года мы работали по достаточно простой схеме: закупали молодняк за границей, выращивали его, забивали и продавали на мясо. Далее по кругу. Затем, накопив необходимые финансовые ресурсы, перешли к самостоятельному выращиванию племени», — рассказывает г-н Рябоконь. Сегодня в хозяйстве бизнесмена постоянно пребывают около 5000 голов индюков.
До прошлого года ферма предпринимателя имела статус племенного завода, что давало определенное внимание властей и преференции (1 грн государственных дотаций за 1 кг выращенного мяса). К сожалению, с началом экономических неурядиц поддержка государством племенных хозяйств практически прекратилась. В то же время поддержание статуса племзавода требует от фермера вложения немалых организационных и материальных ресурсов — скрупулезного ведения особой документации, поддержания надлежащих условий, селекционной работы и т. д. Поэтому агробизнесмен решил отказаться от статуса племзавода. Ныне птицеферма представляет собой репродуктор первого порядка, что привлекает желающих приобрести индюшачьи яйца на разведение птицы.
Индейки атакуют Украину
«Украина стоит на пороге индюшачьей революции», — считают специалисты компании «ПроАгро». Мясо индейки становится достойной альтернативой телятине и говядине, его производство быстроокупаемое и высокорентабельное (до 60%). Считается, что мясо индейки более предпочтительно, чем мясо курицы, и в то же время по цене так же доступно украинскому потребителю. Все эти факторы могут стать катализатором развития индюшачьего бизнеса в Украине. Уже сейчас, по мнению Юрия Рябоконя, сформировалась определенная культура потребления диетического мяса — наибольшим спросом индюшатина пользуется в Киевской, Днепропетровской, Харьковской и Донецкой областях.
«Начинать индюшачий бизнес желательно, имея подходящее помещение. В противном случае слишком велики начальные капиталовложения», — убежден г-н Рябоконь.
Эксперт считает, что построенная с нуля современная индюшачья птицеферма обойдется не менее чем 2 тыс. грн за 1 кв. м. Дабы бизнес был самоокупаемым, необходимо 2–3 тыс. голов (одно инкубационное яйцо обойдется в 15–16 грн). Таким образом, первоначальные капиталовложения будут составлять не менее 3 млн грн плюс 250 тыс. грн потребуется на установку вентиляционной системы. «Прибыль в нашем хозяйстве приносит продажа инкубационных яиц и мяса индейки. Самцы выращиваются на мясо — за 140–150 дней птица набирает 20–40 кг веса, при затратах на содержание 200–300 грн (60% суммы расходуется на корма). Мясо мы реализуем на рынках как домашнюю птицу, по 15–20 грн/кг. В свою очередь одна самка в год за счет яиц дает 800–900 грн прибыли (в год индейки суммарно приносят 250 тыс. яиц). 20% полученных яиц мы оставляем себе на развитие племени, остальные 80% реализуем среди отечественных агробизнесменов, часть продукции у нас закупают фермеры из России и Азербайджана», — делится опытом предприниматель.
По его словам, данная система дает возможность предприятию работать с 35–50% рентабельностью, в зависимости от сезона и конъюнктуры рынка. Эксперт отмечает, что выращивание бройлеров на мясо — дело довольно сложное. Используя покупные комбикорма, фермер рискует на выходе получить практически ту же сумму, что была потрачена на закупку яиц, содержание и кормление. Многие предприниматели, закупающие индеек в относительно небольших количествах, ориентируются на свои корма или выпускают племя на собственное пастбище. Индейка — птица полевая и может обходиться подножным кормом. Это значительно удешевляет себестоимость продукции, но увеличивает срок роста птицы до 8–9 месяцев.
«Кроме того, отдельные агробизнесмены заметили, что, следуя западным традициям, отечественный потребитель в крупных городах с удовольствием приобретает индюшачье мясо на рождественские и новогодние праздники. Знакомые фермеры, верно подсчитывающие сроки поставки мяса, благодаря сезонному спросу реализуют продукцию по цене 40–50 грн/кг вместо обычной 15–20 грн/кг, с лихвой окупая все затраты», — отмечает Юрий Рябоконь.