Главная задача Национальной ассоциации в области индейководческого хозяйства — это всесторонняя поддержка и активное развитие отечественного индейководства.
«Птица и птицепродукты» (ПП): Уважаемый Юрий Анатольевич, я думаю, что нашим читателям будет интересно познакомиться ближе с деятельностью Вашей Ассоциации, поскольку индейководство в мире, да и в России тоже, находится сейчас на подъеме, его ждет большое будущее. Надеюсь, Вы расскажете о достижениях отрасли и не оставите в стороне ее задачи и проблемы.
ПП: Итак, когда была созданаНациональная ассоциация в области индейководческого хозяйства, и какие цели ставили перед собой ее организаторы? Кто является членами этой организации?
Марков Ю.А.: Ассоциация была создана в 2008 году в результате объединения усилий специалистов, занятых развитием индейководческого бизнеса в России. Главная цель Ассоциации — способствовать развитию производства индейки в РФ на высоком профессиональном уровне. Членами организации в первую очередь являются производители индейки, а также компании, обслуживающие отрасль: производители и поставщики инкубационного яйца, суточных цыплят, оборудования, технологий. У Ассоциации очень много иностранных партнеров, большинство их которых представляет ведущие мировые бренды в сфере индейководства; есть и информационные партнеры, в основном — отраслевые СМИ.
ПП: Что сегодня представляет собой индейководство и рынок индейки в нашей стране и за рубежом?
Марков Ю.А.: За рубежом это достаточно стабильный и развитый рынок. Там существует определенный уровень спроса, вполне прогнозируемый, и производители работают почти что в режиме плановой экономики. В ряде стран, например в Канаде, рынок индейки настолько насыщен, что новому игроку для вхождения в рынок требуется покупать у специально уполномоченных органов квоты на производство индейки. Ввоз индейководческой продукции из других стран лимитирован почти везде за рубежом — в целях защиты местных производителей. В целом это стабильный и прибыльный бизнес, характеризующийся постоянным спросом и регулируемым рынком сбыта.
В нашей стране рынок индейководческой продукции стремительно растет. Этот процесс идет параллельно с повышением потребительского спроса и культуры потребления продукции переработки. За последние два года заметно активизировались инвесторы, повсеместно появляются новые производства, и интерес к этой отрасли птицеводства в целом заметно вырос — как среди фермеров и крупных игроков, так и среди обычных потребителей. При этом даже по скромным подсчетам потенциальный рынок сбыта продукции индейководства в РФ сейчас в три раза превышает текущий объем местного производства.
ПП:Насколько популярно у россиян мясо индейки?
Марков Ю.А.: Интерес наших соотечественников к мясу индейки растет ускоренными темпами. Если пару лет назад индейка воспринималась в основном как некое экзотическое мясо, либо как продукт диетического питания для людей с ослабленным здоровьем, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Индейку покупают и для диетического питания, и для детей, и для беременных и кормящих матерей. Большой пласт потребителей составляют приверженцы здорового образа жизни, поскольку мясо индейки при всех своих высоко питательных свойствах и насыщенности витаминами имеет относительно низкую жирность и приемлемую калорийность. Для многих потребителей индейка стала олицетворением праздничного блюда, которым можно украсить стол по торжественному поводу.
Согласно неофициальным статистическим данным, за последние два года количество постоянных покупателей мяса индейки увеличилось в полтора раза по сравнению с показателями 2007–2008 гг.
ПП:Есть ли у нас конкурентоспособные предприятия? Каков ассортимент их продукции?
Марков Ю.А.: К счастью сейчас много компаний, которые профессионально занимаются индейководством, и весьма успешно. Это и ростовский «Евродон», и ПТФ «Задонская», и Тульский «Краснобор», и Башкирский комбинат имени Гафури… Кто-то увеличивает собственные мощности, кто-то инвестирует в строительство новых объектов в разных регионах, кто-то вводит в эксплуатацию цеха по переработке, а те, кто уже имеет мясопереработку в своих производственных активах, расширяют ассортимент готовой продукции.
Показательным фактом является то, что практически ни одно из действующих сейчас индейководческих предприятий не только не снизило своих показателей по сравнению с предыдущим годом, но и значительно улучшило их.
ПП:В российских индейководческих хозяйствах используют отечественные породы и кроссы птицы?
Марков Ю.А.: К сожалению, отечественные кроссы не могут полностью соответствовать задачам, стоящим перед современным производителем индейки. При выборе породы на выращивание технологически грамотный хозяин, знающий конъюнктуру рынка, руководствуется сразу несколькими соображениями, главными из которых являются генетический потенциал птицы и оптимальные условия достижения нужного результата, который включает и целевую массу птицы, и соотношение разных видов мяса в ее общей массе, и сроки откорма с конверсией корма. Также важны предрасположенность к болезням, состояние иммунитета, подверженность стрессам, сохранность и т.д. Факторов очень много, и соответствовать большинству их них в настоящее время могут в основном только зарубежные кроссы.
Кроме того, на сегодняшний день в РФ существует всего один селекционно-гибридный центр, который занимается селекционной работой с индейками — Северо-Кавказская зональная станция в Ставрополье. Этому учреждению одному не под силу полностью обеспечить генетическим материалом растущее в нашей стране производство индеек.
Марков Ю.А.: Скажем так: сегодня привлекает гораздо сильнее, чем вчера, завтра будет привлекать сильнее, чем сегодня. Привлекательность индейководства не только и не столько в относительно коротком периоде возврата вложений, но и в максимальной перспективности этого бизнеса, особенно по сравнению с другими аналогичными. Эта ниша пока еще полностью не занята, здесь есть широкие возможности для развития и экономической экспансии.
Кроме того, сам по себе процесс построения индейководческого производства достаточно интересен и необычен, эта сфера приложения усилий особенно привлекательна для людей, которые любят строить красивый бизнес, которым нравится решать неординарные задачи и воплощать оригинальные идеи. А таких среди современных инвесторов, к счастью, много.
ПП:Какие основные проблемы предстоит решить отечественным индейководам?
Марков Ю.А.: Все основные проблемы наших индейководов можно условно разделить на три группы: экономические (нехватка финансирования, неплатежи клиентов и т.п.), производственные (здоровье птицы, технологии, вопросы выращивания, нехватка кадров) и маркетинговые (нестабильность сбыта, непрофессиональное продвижение и т.д.).
Все эти проблемы абсолютно решаемые, причем решить их можно в рабочем режиме, с минимальными потерями. Наша Ассоциация собственно для того и работает, чтобы проблем у отрасли становилось все меньше и меньше. Наши двери открыты для всех отечественных индейководов. Пожалуйста, приходите — мы поможем вам найти пути решения ваших проблем.
ПП:Есть ли на индейководческих предприятиях дефицит квалифицированных кадров? Идет ли молодежь в отрасль?
Марков Ю.А.: К сожалению, проблема нехватки кадров типична не только для индейководческих предприятий, но и для всего птицеводства в целом. Молодежь неохотно идет в отрасль, поскольку здесь не всегда можно получить достойную компенсацию труда, особенно на первом этапе.
Кроме того, индейководство в промышленной форме стало возрождаться у нас не так давно, времени на подготовку квалифицированных кадров почти не было. И если крупные холдинги могут себе позволить пригласить на работу опытных иностранных специалистов, то для небольших хозяйств или частных фермеров это практически нереально.
Кстати, в вопросе подготовки кадров наша Ассоциация тоже может помочь. У нас есть реальный опыт организации стажировок на индейководческих предприятиях наших зарубежных партнеров для молодых специалистов из отечественных компаний. Это бесценный опыт, который может не только дополнить, но иногда даже и заменить кое в чем профильное образование или специализацию.
Интервью генерального директора Национальной ассоциациив области индейководческого хозяйстваМаркова Ю.А.ЖУРНАЛУ «ПТИЦА И ПТИЦЕПРОДУКТЫ» (№6. 2010г.)